История философии в кратком изложении

объяснении

возникновения государства и естественных правовых концепций.

Гегель в "Истории философии" говорит в адрес Гоббса, "что его

воззрения

поверхностны и эмпиричны, но доводы и тезисы к ним оригинальны, так

как

взяты они из естественных потребностей".

Гоббс (и все последующие представители теории общественного

договора),

естественно, не предполагает, что и развитие, и процесс

возникновения

общества проходили согласно теории договора. Договор, по Гоббсу,

является

договором лишь фиктивным, а действительное (эмпирическое)

развитие

происходило совсем иным образом.

И хотя концепция общества у Гоббса, как она изложена в "Левиафане" и

в

"О гражданине", может на первый взгляд показаться недемократической,

на

самом деле содержит глубокий демократический акцент. В этой связи

следует

подчеркнуть, в частности, его понимание суверенитета гражданина (несмотря

на

то, что гражданин на основе договора от него отказывается).

Следующая

выразительная демократическая черта концепции Гоббса заключается в

его

понимании общественного договора как естественного равенства всех

людей,

которое является исходным принципом договорных отношений.

В свое время воззрения Гоббса на государство и общество были

весьма

прогрессивными и повлияли на большинство буржуазных мыслителей XVII и

XVIII

столетий. От его теории договора и возникновения государства дорога ведет

к

"общественному договору" Руссо. Как подчеркнули

классики

марксизма-ленинизма, у Гоббса, одного из первых, воззрения на государство

и

общество опираются на разум и опыт, а не на теологию.

Джон Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы,

которую

он начал в вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском

университете,

становится учителем греческого языка и риторики. Уже в ходе учебы

он

проявляет исключительный интерес к современному естествознанию и,

в

частности, к современной философии, главным образом к системам Бэкона

и

Декарта. В 1664-1665 гг. он впервые посещает Европейский континент

как

секретарь английского посла при бранденбургском дворе. Его

дипломатическая

миссия длилась недолго. После возвращения в Англию он опять погружается

в

изучение философии и естествознания. Через несколько лет он

начинает

принимать участие в политической жизни. Локк становится

секретарем

лорда-канцлера Эшли. Вместе с ним он в 1682 г. находит убежище в

Голландии.

В Англию возвращается уже после так называемой славной революции 1688

г.

Политический компромисс между буржуазией и дворянством, который был

основой

этой революции, нашел свое отражение, идейное и теоретическое, в

его

творчестве. Энгельс говорил, что "Локк был в религии, как и в

политике,

сыном классового компромисса 1688 г.".

После "славной революции" выходят основные философские и

политические

труды Локка. Его главный философский трактат - "Опыт о человеческом

разуме"

(1690), в котором он дает системное изложение своих гносеологических

и

онтологических воззрений.

Среди политических работ Локка основополагающей являются "Два

трактата

об управлении государством", где он обосновывает свое

понимание

общественного устройства. Значительную роль сыграли и его "Письма

о

терпимости", которые были непосредственной реакцией на политическую

ситуацию

в Англиц.

После "славной революции" Локк получает возможность активно

участвовать

в политической жизни. Однако он предпочитает уединенную жизнь,

которая

давала ему возможность отдавать максимум своих. сил исследованиям. Умер он

в

1704 г.

Джон Локк - представитель эмпирической линии в английской

философии,

которая начинается с Бэкона и к которой можно причислить и Т.

Гоббса.

Главное внимание он уделяет проблематике познания. Уже в первой части

его

"Опыта о человеческом разуме" встречается идея, суть которой состоит в

том,

что предпосылкой исследования всех разнообразнейших проблем

является

изучение способностей нашего собственного познания, т. е. выяснение

того,

что оно может достичь, каковы его границы, а также каким образом

оно

получает знания о внешнем мире.

Драматическое развитие общественной и политической ситуации в

Англии,

свидетелем которой был Локк, вызывает у него, естественно, и

интенсивный

интерес к политике. Об этом свидетельствуют не только "Два трактата

об

управлении государством", но и его "Исследование о естественном

законе",

написанное в 1664 г. (это была, видимо, реакция на работы Гоббса

"Левиафан"

и "О человеке").

И хотя философские идеи и принципы Локка, очевидно, проецировались

на

его работы, посвященные общественной проблематике, между этими

двумя

тематическими областями нет такой тесной взаимосвязи, как, например,

в

творчестве Гоббса, где она образует как содержательную, так и в конце

концов

формальную единую систему. Социально-политические воззрения Локка

находятся

под влиянием его способа мышления, т. е. метода ведения заключений,

который

рассматривается им в "Опыте о человеческом разуме".

Для философских и гносеологических воззрений Локка характерным

является

подчеркивание чувственно постигаемой эмпирии. Гегель (который,

естественно,

такой способ философствования оценивал не слишком высоко) подчеркивал,

что

"Локк указал на то, что общее, и мышление вообще, покоится на

чувственно

воспринимаемом сущем, и указал, что общее и истину мы получаем из опыта".

В

признании приоритета чувственного познания Локк близок эмпиризму Бэкона.

Сенсуализм в области теории познания у него весьма тесно связан

с

методологическим эмпиризмом. Он не исключает в целом роль разума (как

иногда

упрощенно представляется), но признает за ним в "достижении истины"

еще

меньше простора, чем Т. Гоббс. В сущности роль разума он ограничивает

лишь,

говоря нынешними терминами, простыми эмпирическими суждениями. В

этом

отражается тот факт, что индуктивный метод Бэкона имел на него более

сильное

влияние, чем на Гоббса.

Философию Локка можно характеризовать как учение, которое

прямо

направлено против рационализма Декарта (и не только против Декарта, но и

во

многом против систем Спинозы и Лейбница). Локк отрицает

существование

"врожденных идей", которые играли такую важную роль в теории

познания

Декарта, и концепцию "врожденных принципов" Лейбница, которые

представляли

собственно некую естественную потенцию понимания идей.

Человеческая мысль (душа), согласно Локку, лишена всяких

врожденных

идей, понятий, принципов либо еще чего-нибудь подобного. Он считает

душу

чистым листом бумаги (tabula rasa). Лишь опыт (посредством

чувственного

познания) этот чистый лист заполняет письменами.

Аргументы, которые Локк выдвигает против теории врожденных

идей,

являются, как отмечает Гегель, эмпирическими. Это, однако, ничего не

меняет

относительно того, что именно критика Локком "врожденных идей"

сыграла

весьма положительную роль в критике гносеологических корней идеализма.

Локк понимает опыт прежде всего как воздействие предметов

окружающего

мира на нас, наши чувственные органы. Поэтому для него ощущение

является

основой всякого познания. Однако в соответствии с одним из своих

основных

тезисов о необходимости изучения способностей и границ

человеческого

познания он обращает внимание и на исследование собственно

процесса

познания, на деятельность мысли (души). Опыт, который мы приобретаем

при

этом, он определяет как "внутренний" в отличие от опыта, обретенного

при

посредстве восприятия чувственного мира. Идеи, возникшие на основе

внешнего

опыта (т. е. опосредованные чувственными восприятиями), он

называет

чувственными (sensations); идеи, которые берут свое происхождение

из

внутреннего опыта, он определяет как возникшие "рефлексии". Однако опыт

-

как внешний, так и внутренний - непосредственно ведет лишь к

возникновению

простых (simple) идей. Для того, чтобыд наша мысль (душа) получила

общие

идеи, необходимо размышление. Размышление не является, однако,

сущностью

души (мысли), но лишь ее свойством (поэтому "cogito" Декарта не может,

по

Локку, никогда бытьпервичным, исходной достоверностью).

Размышление, в понимании Локка, является процессом, в котором

из

простых (элементарных) идей (полученных на основе внешнего и

внутреннего

опыта) возникают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно

на

основе чувств или рефлексии. Сюда относятся такие общие понятия,

как

пространство, время и т. д. (представление о пространстве, например,

мы

получаем на основе чувственного восприятия расстояния, размеров

отдельных

тел; представление о времени мы выводим из последовательности событии. и

т.

д.).

Подобным образом возникает, по Локку, и понятие субстанции.

Проще

говоря, субстанция - сложная идея, которая возникает на основе

часто

воспринимаемых совокупностей таких простых идей, как тяжесть, форма, цвет

и

т. д. Если соединение, совокупность простых идей (полученных из

внешнего

опыта) повторяется, возникает представление о чем-то, что является

носителем

этих идей.

Весьма важный элемент воззрений Локка представляют его идеи о

первичных

и вторичных качествах. Как первичные, так и вторичные качества относятся

к

идеям, полученным на основе внешнего опыта. Идеи первичных качеств

возникают

благодаря воздействию на наши органы чувств свойств, принадлежащих

объектам

внешнего мира. Локк причисляет к ним пространственные свойства,

массу,

движение и т. д. Он считает их, говоря нынешними терминами,

объективно

существующими. Возникновение вторичных качеств в определяющей

степени

связано со спецификой наших органов чувств. Локк относит к ним запах,

цвет,

вкус и т. д. Эти свойства являются тем, что существует лишь "для

нашего

сознания" \ Это тоже один из тех моментов учения Локка, которые допускают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты