одинаково
интенсивно занимались и буржуазные и марксистские исследователи. Тезис
о
взаимосвязи философии права Гегеля с идеологией прусского государства
был
отвергнут с обеих сторон, в частности историческими доводами, т.
е.
конкретным исследованием отношений гегелевских "Оснований" к
прусскому
государству, которые кроме прочего представляют более сложный образ,
который
нельзя просто идентифицировать с развитием после Карловарского соглашения.
В
частности, положение после вступления на трон реакционного
"романтического"
короля Фридриха-Вильгельма IV изменилось. Марксисты более
адекватно
интерпретировали гегелевские "Основания" благодаря анализу
явлений,
учитывающему фетишизм английской политической экономии и
предшествующей
теории естественного права, т. е. изменения исторически возникших
отношений
и свойств человека в ходе развития "естественной" собственности
и
естественных предпосылок общественной жизни.
Философия права Гегеля начинается учением об "абстрактном праве", т.
е.
об отношении индивида к другим индивидам, вытекающем из сути
человека,
пришедшего к осознанию личной свободы. Мы уже знаем, что, по Гегелю,
человек
может жить свободно, хотя он и не обрел еще способности собственных
решении,
постановки собственных целей и ценностей, как это было в античной
Греции.
Это, конечно, не свобода, которая принадлежит человеку как личности.
О
"праве", однако, можно говорить лишь там, где индивид принимает решение
по
своей воле, где он является "личностью" и субъектом права. По Гегелю,
это
происходит в Римской империи.
Гегель исходит из идеи, что собственность является , чем-то
гораздо
более важным, чем просто накоплением средств для
удовлетворения
потребностей. "Иметь собственность является по отношению к потребности
(если
потребность выступает как нечто первичное) средством".
Действительное
значение собственности состоит в том, что она является "сущим
личности",
"внешней сферой ее свободы". В этом основном определении видна тенденция
к
изменению исторически возникшего качества человека в
"естественное",
"натуральное", которое характерно для до-гегелевской
"естественноправовой
теории" и для английской политической экономии. Человек как
личность
естественным образом является собственником, и собственность есть
проявление
его личной воли. Можно было бы сказать, что, по Гегелю, "римское
состояние"
и "личность" являются продуктом истории. Вследствие же,
однако,
теологического понимания истории личная воля является внутренне
присущим
"естеством" человека, до которого человеку еще нужно созреть и которое
он,
разумеется, в потенции изначально имеет. Поэтому существует
определенная
аналогия между теорией естественного права и гегелевской
концепцией
"абстрактного права", или же между Гегелем и "робинзонадами"
английской
политической экономии.
Все дальнейшее изложение "естественного права", этого наиболее
общего
основания общественной жизни Римской империи и современного
общества,
развивается из идеи, что "в собственности воля проявляется как личная
воля,
т. е. воля индивида становится объективной...". Вещи являются сами,
без
"господина", собственность означает, что в вещь, на которую я
претендую
"обладанием", я вкладываю свою личную волю. Обладание устанавливается
путем
"формирования" - примерами обладания являются возделывание полей,
приручение
скота, добывание природных веществ и т. д. Во всей этой концепции, с
одной
стороны, говорится о неприкасаемости моей личной воли и о ее "признании",
с
другой стороны, о фиктивном обосновании общественных отношений в
отношении
человека к природе.
В отличие от английской политической экономии, которая от
присвоения
предметов природы идет к обмену и разделению труда, Гегель главный
упор
делает на правовой политический аспект обмена: если собственность
является
выражением моей личной воли, обмен означает (Гегель говорит у же
"договор")
"признание" другого как равного мне (обмен с моей стороны означает, что
со
своей вещи я "снимаю" свою волю, чтобы сделать вещь предметом воли
другого,
т. е. что признаю его равным себе; то же самое делает другой по отношению
ко
мне).
По Гегелю, необходимо, чтобы личность имела собственность, потому
что
для существования человека как личности и для того, чтобы он мог
проявлять
свою личную волю, достаточно того, что он вообще имеет какую-
либо
собственность. Поэтому Гегель отвергает идею общественного имущества, так
же
как и идею Фихте о равенстве доходов.
С точки зрения Гегеля, все гражданское общество является
обществом
собственников, взаимно обменивающихся вещами, которыми они владеют, и
тем
самым предлагающих друг другу "признание". Предметом собственности и
обмена
может стать все, что угодно, кроме того, что по сути
неотчуждаемо.
Неотчуждаемыми являются лишь "моя собственная личность и общее бытие
моего
самосознания... так же как... моя личная свобода воли,
нравственность,
религия". Отдельные продукты моей телесной и духовной активности
отчуждаемы,
так же как отчуждаемо и временно ограниченное использование моих "телесных
и
душевных способностей". Посредством их продажи в процесс взаимного обмена
и
признания вступает пролетарий. Экстериоризация его "времени, которое в
труде
становится конкретным временем", была бы равна рабству, что
противно
"понятию человека". Как видно, Гегель наблюдает отношения капиталиста
и
пролетария прежде всего с точки зрения права - это единственный
способ,
каким пролетарий (слово "пролетарий" начало употребляться только в 30-
х
годах, Гегель его еще не употреблял), не имеющий никакой
.внешней
собственности, может достичь признания.
После изложения "абстрактного права" Гегель переходит к
разъяснению
моральных отношений как сферы, основанной на субъективном
самоопределении
воли. Главным пунктом теории морального поведения Гегеля является идея
о
том, что индивид может проявляться внешне в своих действиях, ибо это
есть
способ его существования для других. Каждое действие ведет к
бесконечным
следствиям, ибо из принципа личной ответственности вытекает, что
индивид
отвечает за свое действие лишь постольку, поскольку оно было им задумано
и
поскольку его следствия могут быть предвиденными. И лишь поэтому за
действие
человека можно или хвалить, или ругать. В то же время предполагается,
что
действующий человек является разумным человеком и что он знает, к
каким
необходимым следствиям его действие приведет. В заключении этого
раздела
подчеркнуто право на "субъективную особенность", т. е. на реализацию
личных
интересов индивида. Сюда относится и право на индивидуальное
"благо",
которое, по Гегелю, не исключает принципа частной собственности
и
справедливо как некий вид вынужденного права. "Право на
особенность"
приобретает конкретное содержание лишь в организме "нравственной жизни",
в
"гражданском обществе" и государстве.
В концепции "нравственной действительности" реализуется
общественная
жизнь, принципы которой были изложены в первых двух разделах.
Гегель
называет эту сферу "нравственностью" (Sittlichkeit) или, лучше
сказать,
"нравственной действительностью" и относит к ней законы и
институции,
регулирующие семейную жизнь, экономические законы "гражданского
общества",
государственной сферы.
Семейные, социальные и- государственные институты обеспечивают право
на
свободный брак, право понимать действующие законы и руководствоваться
лишь
законами, публично известными, право выбирать способ, каким индивид
будет
участвовать в производстве и общественном потреблении, право на
образование.
Сюда относится также право на правовую охрану и безопасность, на
совместное
определение "публичных дел государства" и т. д. Как видно, речь идет
сплошь
о буржуазных правах, однако интересно то, что не все из них были в
тогдашней
Пруссии реализованы, а некоторые из них начали действовать там
повсеместно
лишь непосредственно перед изданием "Оснований" Гегеля. Г. Рейхельт
обратил
внимание, что тезисТегеля "человек имеет силу потому, что он
является
человеком, а не потому, что он еврей, католик, протестант, немец,
итальянец
и т. д.". указывает на прусский государственный свод законов, вышедший
до
этого за несколько лет (даже французский Гражданский кодекс, изданный в
1804
г., не признает одинаковых прав за всеми, но лишь за французами).
Рейхельт
указывает, что начиная лишь с 1807 г. гражданин недворянского
происхождения
мог владеть дворянским имуществом и что уравнение в правах евреев
было
проведено лишь в 1812 г.
Гегелевское понимание "сословий" в сущности соответствует
буржуазному
содержанию.-Реликты феодального понимания сельского сословия
и
земледельческой собственности как неотчуждаемого, наследуемого
имущества
критикует К, Маркс в "Критике гегелевской философии права".
Влияние английской политической экономии, заметное, в частности,
в
гегелевском понимании "гражданского общества", проявляется в том, что
Гегель
рассматривает труд как труд за плату, что всех членов общества он
считает
собственниками в универсальной сфере обмена и что он замечает такие
явления,
как накопление богатства, с одной стороны, и специализация и
ограниченность
труда - с другой, и "тем самым зависимость класса, который с этим
трудом
связан...". Гегель прослеживает рост обнищения, который проявляется
в
падении жизненного уровня значительных масс "ниже определенного уровня
основ
существования", и подчеркивает, что уровень этих основ
существования
регулируется некоей саморегуляцией. В буржуазном обществе "оказывается,
что
при избытке богатства оно недостаточно богато, чтобы ограничить
избыток
бедности и образование нищеты". По мнению Гегеля, английское
общество
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123