История философии в кратком изложении

одинаково

интенсивно занимались и буржуазные и марксистские исследователи. Тезис

о

взаимосвязи философии права Гегеля с идеологией прусского государства

был

отвергнут с обеих сторон, в частности историческими доводами, т.

е.

конкретным исследованием отношений гегелевских "Оснований" к

прусскому

государству, которые кроме прочего представляют более сложный образ,

который

нельзя просто идентифицировать с развитием после Карловарского соглашения.

В

частности, положение после вступления на трон реакционного

"романтического"

короля Фридриха-Вильгельма IV изменилось. Марксисты более

адекватно

интерпретировали гегелевские "Основания" благодаря анализу

явлений,

учитывающему фетишизм английской политической экономии и

предшествующей

теории естественного права, т. е. изменения исторически возникших

отношений

и свойств человека в ходе развития "естественной" собственности

и

естественных предпосылок общественной жизни.

Философия права Гегеля начинается учением об "абстрактном праве", т.

е.

об отношении индивида к другим индивидам, вытекающем из сути

человека,

пришедшего к осознанию личной свободы. Мы уже знаем, что, по Гегелю,

человек

может жить свободно, хотя он и не обрел еще способности собственных

решении,

постановки собственных целей и ценностей, как это было в античной

Греции.

Это, конечно, не свобода, которая принадлежит человеку как личности.

О

"праве", однако, можно говорить лишь там, где индивид принимает решение

по

своей воле, где он является "личностью" и субъектом права. По Гегелю,

это

происходит в Римской империи.

Гегель исходит из идеи, что собственность является , чем-то

гораздо

более важным, чем просто накоплением средств для

удовлетворения

потребностей. "Иметь собственность является по отношению к потребности

(если

потребность выступает как нечто первичное) средством".

Действительное

значение собственности состоит в том, что она является "сущим

личности",

"внешней сферой ее свободы". В этом основном определении видна тенденция

к

изменению исторически возникшего качества человека в

"естественное",

"натуральное", которое характерно для до-гегелевской

"естественноправовой

теории" и для английской политической экономии. Человек как

личность

естественным образом является собственником, и собственность есть

проявление

его личной воли. Можно было бы сказать, что, по Гегелю, "римское

состояние"

и "личность" являются продуктом истории. Вследствие же,

однако,

теологического понимания истории личная воля является внутренне

присущим

"естеством" человека, до которого человеку еще нужно созреть и которое

он,

разумеется, в потенции изначально имеет. Поэтому существует

определенная

аналогия между теорией естественного права и гегелевской

концепцией

"абстрактного права", или же между Гегелем и "робинзонадами"

английской

политической экономии.

Все дальнейшее изложение "естественного права", этого наиболее

общего

основания общественной жизни Римской империи и современного

общества,

развивается из идеи, что "в собственности воля проявляется как личная

воля,

т. е. воля индивида становится объективной...". Вещи являются сами,

без

"господина", собственность означает, что в вещь, на которую я

претендую

"обладанием", я вкладываю свою личную волю. Обладание устанавливается

путем

"формирования" - примерами обладания являются возделывание полей,

приручение

скота, добывание природных веществ и т. д. Во всей этой концепции, с

одной

стороны, говорится о неприкасаемости моей личной воли и о ее "признании",

с

другой стороны, о фиктивном обосновании общественных отношений в

отношении

человека к природе.

В отличие от английской политической экономии, которая от

присвоения

предметов природы идет к обмену и разделению труда, Гегель главный

упор

делает на правовой политический аспект обмена: если собственность

является

выражением моей личной воли, обмен означает (Гегель говорит у же

"договор")

"признание" другого как равного мне (обмен с моей стороны означает, что

со

своей вещи я "снимаю" свою волю, чтобы сделать вещь предметом воли

другого,

т. е. что признаю его равным себе; то же самое делает другой по отношению

ко

мне).

По Гегелю, необходимо, чтобы личность имела собственность, потому

что

для существования человека как личности и для того, чтобы он мог

проявлять

свою личную волю, достаточно того, что он вообще имеет какую-

либо

собственность. Поэтому Гегель отвергает идею общественного имущества, так

же

как и идею Фихте о равенстве доходов.

С точки зрения Гегеля, все гражданское общество является

обществом

собственников, взаимно обменивающихся вещами, которыми они владеют, и

тем

самым предлагающих друг другу "признание". Предметом собственности и

обмена

может стать все, что угодно, кроме того, что по сути

неотчуждаемо.

Неотчуждаемыми являются лишь "моя собственная личность и общее бытие

моего

самосознания... так же как... моя личная свобода воли,

нравственность,

религия". Отдельные продукты моей телесной и духовной активности

отчуждаемы,

так же как отчуждаемо и временно ограниченное использование моих "телесных

и

душевных способностей". Посредством их продажи в процесс взаимного обмена

и

признания вступает пролетарий. Экстериоризация его "времени, которое в

труде

становится конкретным временем", была бы равна рабству, что

противно

"понятию человека". Как видно, Гегель наблюдает отношения капиталиста

и

пролетария прежде всего с точки зрения права - это единственный

способ,

каким пролетарий (слово "пролетарий" начало употребляться только в 30-

х

годах, Гегель его еще не употреблял), не имеющий никакой

.внешней

собственности, может достичь признания.

После изложения "абстрактного права" Гегель переходит к

разъяснению

моральных отношений как сферы, основанной на субъективном

самоопределении

воли. Главным пунктом теории морального поведения Гегеля является идея

о

том, что индивид может проявляться внешне в своих действиях, ибо это

есть

способ его существования для других. Каждое действие ведет к

бесконечным

следствиям, ибо из принципа личной ответственности вытекает, что

индивид

отвечает за свое действие лишь постольку, поскольку оно было им задумано

и

поскольку его следствия могут быть предвиденными. И лишь поэтому за

действие

человека можно или хвалить, или ругать. В то же время предполагается,

что

действующий человек является разумным человеком и что он знает, к

каким

необходимым следствиям его действие приведет. В заключении этого

раздела

подчеркнуто право на "субъективную особенность", т. е. на реализацию

личных

интересов индивида. Сюда относится и право на индивидуальное

"благо",

которое, по Гегелю, не исключает принципа частной собственности

и

справедливо как некий вид вынужденного права. "Право на

особенность"

приобретает конкретное содержание лишь в организме "нравственной жизни",

в

"гражданском обществе" и государстве.

В концепции "нравственной действительности" реализуется

общественная

жизнь, принципы которой были изложены в первых двух разделах.

Гегель

называет эту сферу "нравственностью" (Sittlichkeit) или, лучше

сказать,

"нравственной действительностью" и относит к ней законы и

институции,

регулирующие семейную жизнь, экономические законы "гражданского

общества",

государственной сферы.

Семейные, социальные и- государственные институты обеспечивают право

на

свободный брак, право понимать действующие законы и руководствоваться

лишь

законами, публично известными, право выбирать способ, каким индивид

будет

участвовать в производстве и общественном потреблении, право на

образование.

Сюда относится также право на правовую охрану и безопасность, на

совместное

определение "публичных дел государства" и т. д. Как видно, речь идет

сплошь

о буржуазных правах, однако интересно то, что не все из них были в

тогдашней

Пруссии реализованы, а некоторые из них начали действовать там

повсеместно

лишь непосредственно перед изданием "Оснований" Гегеля. Г. Рейхельт

обратил

внимание, что тезисТегеля "человек имеет силу потому, что он

является

человеком, а не потому, что он еврей, католик, протестант, немец,

итальянец

и т. д.". указывает на прусский государственный свод законов, вышедший

до

этого за несколько лет (даже французский Гражданский кодекс, изданный в

1804

г., не признает одинаковых прав за всеми, но лишь за французами).

Рейхельт

указывает, что начиная лишь с 1807 г. гражданин недворянского

происхождения

мог владеть дворянским имуществом и что уравнение в правах евреев

было

проведено лишь в 1812 г.

Гегелевское понимание "сословий" в сущности соответствует

буржуазному

содержанию.-Реликты феодального понимания сельского сословия

и

земледельческой собственности как неотчуждаемого, наследуемого

имущества

критикует К, Маркс в "Критике гегелевской философии права".

Влияние английской политической экономии, заметное, в частности,

в

гегелевском понимании "гражданского общества", проявляется в том, что

Гегель

рассматривает труд как труд за плату, что всех членов общества он

считает

собственниками в универсальной сфере обмена и что он замечает такие

явления,

как накопление богатства, с одной стороны, и специализация и

ограниченность

труда - с другой, и "тем самым зависимость класса, который с этим

трудом

связан...". Гегель прослеживает рост обнищения, который проявляется

в

падении жизненного уровня значительных масс "ниже определенного уровня

основ

существования", и подчеркивает, что уровень этих основ

существования

регулируется некоей саморегуляцией. В буржуазном обществе "оказывается,

что

при избытке богатства оно недостаточно богато, чтобы ограничить

избыток

бедности и образование нищеты". По мнению Гегеля, английское

общество

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты