История философии в кратком изложении

философское

познание, выражающееся в понятиях, понимается как самосознание

-абсолютного

начала. Позже, в частности в диалоге "Бруно", заметен сдвиг к более

ярко

выраженному идеализму. Абсолютное начало реальности называется идеей, к

ней

относятся "понятия", которые являются "образцами" для отдельных

областей

реальности.

Вслед за Шеллингом эту концепцию разрабатывал и Гегель. Он

подчеркнул,

что абсолютное начало реальности должно быть родственным характеру

нашего

мышления, иначе его нельзя зафиксировать мыслью. Гегель разрабатывает

тезис

о том, что познание является самосознанием абсолютного начала

самои

реальности. В характере реальности - которая в своей основе должна

быть

"духовной", чтобы мочь себя осознать,- внутренне содержится и ее родство

с

нашим познанием. Поэтому основой реальности, по Гегелю, являются

понятия,

"определения мысли", но, разумеется, не субъективные определения мысли,

а

объективные.

Наиболее адекватно эта концепция просматривается в "Науке логики".

Ее

парадоксальность состоит в том, что, несмотря на ярко

выраженный

идеалистический характер, она содержит в себе великое множество

фактов,

касающихся объективного мира. Парадокс можно объяснить тем, что с 1801

г.

Гегель продумывал диалектическую концепцию познания и искал для

нее

мировоззренческую основу. Простейшим, хотя и мистифицированным,

решением

было то, которое он разработал в понятиях "дух", "абсолютный

идеал".

Основанием "духа" являются "определения мысли", которые реализуются

в

предметном мире и в истории и которые люди постепенно осознают в

законах

природы, в законах общества, а затем во всей объективно-идеалистической

и

диалектической концепции абсолюта. Подчеркнем, что основа реальности

имеет

динамический характер и проявляется в необходимости прогресса,

реализуемого

в человеческой истории, и в частности в познании реальности

человеком.

Характерным для Гегеля, в частности в "Феноменологии духа", является

его

понимание познания, общества и форм, в которых общество осознает само

себя,

а также религии и философии. как выражения направленности абсолюта к

своему

самопознанию. Это, согласно его взглядам, означает, что абсолют является

не

только субстанцией, но и субъектом, т.е. источником собственного движения

к

своему самосознанию.

В философской литературе уже при жизни Гегеля разгорелся спор о

том,

является ли-"Феноменология" философской "пропедевтикой", т.е. введением

в

философию, или ее задача состоит в том, что она предваряет "путь знания

к

науке", т. е. Показывает, как знания человечества вылились в

философию

Гегеля. В действительности "Феноменология духа" является и тем и другим,

ибо

под введением в философию Гегель понимает не объяснение основных понятий,

но

оправдание своих философских позиций. Он оправдывает их тем, что

показывает

свою систему как завершение предшествующей истории познания и как

результат

общественного и культурного развития. Никаких других проверок

правильности

Гегель не признавал. С этой позиции понятно,, почему он пишет

аналогичное

введение с доказательствами правильности собственных позиций еще дважды

-

первый раз как введение к первой части "Энциклопедии", так называемой

"Малой

логике", второй раз - в форме "Истории философии". ("Geschichte

der

Philosophic"). В этих трех исторических введениях к гегелевской

философии

существуют, разумеется, значительные различия. Все они основываются

на

методе, который классики марксизма назвали логическим. Логический

способ

изложения обнажает Энгельс (в характеристике метода "Капитала"

Маркса)

следующим образом: "...этот метод в сущности является не чем иным. как

тем

же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и

от

мешающих случайностей". Разумеется, соотношение "исторического"

и

"логического" в каждой из этих работ иное. В "Истории

философии"

преобладает, понятно, исторический способ, оба других введения

исторический

материал максимально обобщают.

Гегель убежден, что изучение тех этапов, которые прошло человечество

на

своем пути к "науке" (т. е, к философии Гегеля), является

наилучшей

подготовкой к внутреннему тождеству именно с той позиции, которую и

выражает

его философия. Он говорит: "Индивид должен и с содержательной стороны

пройти

через образовательные ступени общего духа, но как через формы, которые

дух

уже оставил, как через этапы пути, который уже проложен и

выровнен...

Нетерпеливость требует невозможного, т. е. достичь цели без средств...

Так

как субстанция индивида, так как даже мировой дух был таким терпеливым,

что

прошел этими формами в течение длительного промежутка времени и взял на

себя

огромный труд. мировой истории... и так как он не мог сознание о самом

себе

обрести никаким меньшим трудом, не может индивид и с точки зрения

реальности

понять свою сущность каким-либо более коротким путем...".

Характеристика "Феноменологии" как пропедевтики философии не

означает,

что это популярная работа. Речь идет исключительно о том, что, когда

нашему

духу в "логической" последовательности представят предшествующие

формы

общего сознания, он будет учиться быстрее и с осознанием,

соответствующим

данной позиции, в которой "дух сознает самое себя, находясь в

наличии".

Следует еще сказать о том, что побуждает сознание к тому, чтобы оно

оставило

определенное положение как недостаточное и перешло к высшему. Гегель

должен

расправиться с аргументом, что сознание не может познать того, что

его

положение является неудовлетворительным, если оно не может выйти "за

свои

пределы" и увидеть познаваемый предмет так, как он выглядит, независимо

от

того, как оно его познает. На это Гегель отвечает, что в том, что

сознание

о. предметах знает, всегда содержится определенная двоякость,

определенное

различие между тем, как сознание предмет понимает и как предмет

предстает

перед сознанием. Сначала кажется, что сознание понимает предмет в согласии

с

тем, как он предстает перед ним, но позже накапливается опыт, который

не

соответствует этому пониманию. Когда наступает различие между тем,

что

сознание о предмете "мнит", и тем, как предмет предстает перед ним,

сознание

должно изменить свое "понятие" или свое прямое знание о предмете.

Это объяснение механизма развития нашего познания, разумеется, само

по

себе является недостаточным для того, чтобы понять развитие общего

сознания

человечества к "науке" (т. е. к гегелевской философии). Известно, что

Гегель

отстаивал воззрение на то, что познание заложено в

характере

действительности как "духе", который хочет направиться к самоосознанию.

Рассмотрим же хотя бы кратко главные этапы познания, которые

прошло

сознание человечества. Гегель называет эти этапы психологическими

терминами

(чувственная достоверность, восприятие и рассудок - Verstand), однако

эти

названия характеризуют познавательные позиции.

Позицией "чувственной достоверности" является убеждение в

адекватности

сознания, которое состоит в том, что сознание фиксирует чувственный

образ

предмета и ничего из него не оставляет вне рассмотрения. Гегель

преодолевает

эту позицию, "восприятием", которое понимает предмет как вешь со

свойствами.

Понимание предмета как вещи с чувственно воспринимаемыми

свойствами

обременено целым рядом противоречий: вещь понимается как нечто, что

является

и. единичным, и множеством; вещь понимается как самостоятельная единица

и

сразу же помещается в контекст с другими вещами. Поэтому сознание

оставляет

эту позицию и стремится закрепиться .на позиции "рассудка",

ограничивающей

предмет на основе внечувственных сил и законов, которые можно познать лишь

в

интеллектуальном контексте.

Позиция рассудка - это позиция, которая за чувственным .явлением

ищет

"внутреннее", т. е. внутренний характер вещей. Сознание приближается

к

"внутреннему" по двум направлениям. Противопоставление стороны явления

и

"внутреннего" приводит к "вещи в себе" Канта. Пустота "внутреннего", "вещи

в

себе", вызывается не тем, как говорит Гегель в адрес Канта, что

разум

слишком близорук-либо ограничен, но тем, что к ней мы подходим,

односторонне

негативно понимая явление.

Понимание явления у Гегеля состоит в том, что от явления мы приходим

к

пониманию того, что явление коренится в чем-то ином, к чему нельзя

подойти

иначе как рефлексией явления, его интериоризацией, внутренним

углублением.

При помощи мысленной разработки явления можно прийти к

позитивно

ограниченному внутреннему, или к сущности. По Гегелю, это

понимание

соответствует пониманию закона в науке Нового времени у Галилея, Декарта

и

Ньютона. То, что позиция Ньютона исторически предшествует Канту, по

Гегелю,

не исключает с логической точки зрения их обратного порядка и того,

что

Ньютон фактически преодолевает "вещь в себе" Канта как мыслимую

возможность,

которую по стечению обстоятельств реализовали только позже.

Гегель, таким образом, отстаивает взгляд на то, что

ньютоновское

естествознание стоит выше кантов-ского, а это является доводом его

высокой

оценки науки Нового времени. Однако в то же время он считает,

что

естествознание, читай: натурфилософия Нового времени, должно было

преодолеть

и философскую позицию ньютоновского естествознания, которое основывается

на

абстрагировании реальности (явление в нем выступает богаче, чем закон) и

не

выражает ее динамического характера. В соотаетствии с

пантеистической

мировоззренческой ориентацией Гегель упрекает Ньютона в некоем

платонизме,

который проявляется в том, что законы понимаются как отделенные от тех

сил,

которыми они руководят, и как выражение движения через покой.

Критика Гегелем позиции ньютоновского естествознания

выразительно

завершает его идеализм. Гегель - идеалист, так как основой всего он

считает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты