тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э.
представляла
диктатуру, направленную против аристократии.
В социальных теориях и воззрениях на государство на первый
план
выступают, в частности, классовые корни идеализма Платона.
Этика Платона построена, исходя из идеалистического понимания души.
Ее
основой является осознание врожденных добродетелей, характерных
для
отдельных общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет
к
справедливости. Кроме этого Платон подчеркивает значение набожности
и
почитания богов. Важное место, которое в Платоновых социальных
концепциях
занимает религия, определено уже в его иерархии идей, ибо идея
набожности
стоит весьма близко к идее добра и красоты.
Социальной функции и общественному призванию идеального
государства
соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она
направлена
прежде всего на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней
занимает
гимнастика - телесное воспитание. Следующим элементом воспитания
является
обучение чтению, письму и мусическим предметам (до того уровня,
который
позволен в области искусства идеальным государством). Вся
система
завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки.
Это
тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те
же,
кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать
также
философию, и в частности "диалектику".
Искусство Платон оценивает весьма низко. Он считал его лишь
подражанием
материальному миру, т. е. неподлинному бытию. А так как
чувственно
воспринимаемый мир Платон считает подобием мира идей, то искусство для
него
лишь подражание подражанию. Это по сути презрительное отношение Платона
к
искусству логически вытекает из основных принципов его системы
объективного
идеализма. Определенную роль здесь сыграл, видимо, и тот факт, что
период
расцвета античного греческого искусства совпадает с периодом
расцвета
рабовладельческой демократии, которую всей душой ненавидел Платон.
Осознавая силу и действенность искусства, Платон допускал
его
существование в идеальном государстве, подчиняя, однако, его
социальные
функции государству Искусство должно служить укреплению
могущества
государства и развитию религии. Несмотря на свое негативное отношение
к
искусству, Платон выдвинул ряд мыслей (идея красоты, прекрасного,
социальная
функция искусства и т.д.), которые объективно способствовали
дальнейшему
развитию теории искусства
Хотя последующие годы творчества Платона отличаются тенденцией
к
иррационализму и мистицизму, его философия является первой
рационально,
логически построенной системой объективного идеализма. При ее оценке
следует
иметь в виду мысль Ленина о том, что "умный идеализм ближе к
умному
материализму, чем глупый материализм". Богатый категориальный аппарат
дал
возможность Платону постичь, хотя и в идеалистической форме, ряд
объективно
существующих диалектических отношений.
Объективные идеалисты в основном ссылаются на те места в
учении
Платона, которые направлены против материалистического мышления. В
этом
смысле Платон и платонизм играют определенную консервативную роль
(стоит
вспомнить конфронтацию peaлизма и номинализма в средневековой философии)
С
другой стороны, его диалектика, пусть даже как постижение развития в
мире
кажущегося бытия (т.е. в материальном мире), или как диалектика
идей,
сделала его концепции привлекательными для философии Ренессанса, давая ей
во
многом опору в конфронтации со схоластикой, аристотелевско-
атомистическим
видением мира.
МАЛЫЕ СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
Платон был не единственным учеником Сократа (хотя и был
наиболее
оригинальным мыслителем его кружка), который после смерти учителя
развивал
философское мышление в его духе. Видным последователем философии Сократа
был
и Ксенофонт (ок. 425- 354 до н. э.). Как сообщает Диоген Лаэртский,
между
Ксенофонтом и Платоном было определенное соперничество. Оба они
написали
труды, относящиеся к личности Сократа. Ксенофонт, который сам не
был
оригинальным мыслителем, изображает личность и мысли своего учителя
без
собственных переделок, и, видимо, вернее. Это касается как "Воспоминаний
о
Сократе", так и "Пира" (диалог с таким же названием написал и Платон).
Ксенофонт провел большую часть своей жизни вне Афин. Он их покинул
еще
при жизни Сократа и перешел на службу к персидскому царю Киру,
позже
поселился в Спарте.
Согласно Диогену Лаэртскому, он написал более 40 работ.
Центральное
место среди них занимают труды, посвященные личности и идейному
завещанию
Сократа, затем "Анабасис Кира" и работа, названная "Воспитание Кира".
Диоген
Лаэртский отмечает, что он "был также первым философом, кто
написал
историческое произведение".
Ксенофонт в отличие от Платона лишь передает идейное завещание
Сократа.
Именно в этом состоит его значение для истории философского
мышления.
Следует также упомянуть, что он первый, у кого мы встречаем трактат
под
названием "Экономиксе", в котором рассматриваются проблемы
управления
"рабами и хозяйством".
Ряд учеников Сократа, ярых противников афинской демократии,
покинули
Афины еще при его жизни, другие последователи Сократа ушли из Афин после
его
смерти. Это привело к возникновению так называемых малых сократических
школ.
И хотя они объединены одним названием, но имели различную
философскую
ориентацию. Название этих школ означает скорее определенное
"ученическое"
отношение основателей этих школ к самому Сократу. Школы весьма
часто
выступали друг против друга и против других учеников Сократа
(например,
Платона и Ксенофонта). "Философские" различия были так велики, что, в
то
время как мегарская и элидо-эритрейская школы тяготеют к идеализму,
у
киников преобладает материалистическая ориентация, у киренаиков весьма
четко
проводится атеистическая линия.
Исторически первой сократической школой была мегарская. Ее
основателем
был самый старший из учеников Сократа - Евклид из Мегары. Вершина
его
творчества приходится примерно на 400 г. до н.э. (он по крайней мере на
80
или на все 100 лет старше, чем известный математик Евклид). Прежде чем
стать
учеником Сократа, он находился под влиянием элеатов, в частности
Парменида,
поэтому его философия представляет определенный синтез учения элеатов
с
этической философией Сократа. Принцип добра в его философии
абсолютизирован
и превращен в самостоятельную сущность.
Для обоснования своего идеалистического учения Евклид из Мегары
весьма
часто использовал искусство спора. Как правило, он приводил
примеры,
предполагающие противоположность его позиции, и на основании того, что
они
ведут к противоречиям, доказывал истинность своей посылки.
Подобным образом доказывали свои воззрения и ученики Евклида,
из
которых по оригинальности в конструировании "ко спору ведущих"
положений
выделялся Евбулид из Милета. Весьма известны были его "парадоксы",
названные
Куча (с прибавлением которого зерна, собственно, образуется куча?) и
Лысый
(с выпадением которого волоса человек становится лысым?). Оба
парадокса
своеобразно представляют проблему взаимосвязи качества и
количества.
Рассуждение Рогатый является вербальным парадоксом (то, что ты не
потерял,
то ты имеешь, а так как ты не потерял рога, стало быть, ты их
имеешь),
который в такой же плоскости опроверг только Аристотель.
Совсем иным характером отличается другой парадокс, названный Лжец
(если
некий человек говорит о себе, что он лжет, возникает вопрос: если
он
говорит, что лжет, говорит ли он с необходимостью правду? И наоборот,
если
он говорит правду, то лжет ли?). Этот парадокс весьма часто был
предметом
логических рассуждений стоиков, в частности Хрисиппа. Он был
предметом
дискуссий и на переломе XIX-XX вв.
К представителям мегарской школы принадлежит Стильпон из
Мегары,
который использовал свое искусство спора для критики
религиозных
представлений.
Весьма близко к мегарской школе как по содержанию, так и по
способу
философствования стояла элидо-эритрейская школа, Виднейшими
ее
представителями были Федон из Элиды и Менедемос из Эритреи.
Мысли
представителей этой школы дошли до нас лишь фрагментарно и в
большинстве
случаев через посредство других авторов.
Видимо, наиболее значительной из малых сократических школ
была
киническая школа. Возникает она в IV в. до н. э. (но с учением киников
мы
можем встретиться еще в имперском Риме в IV в. н.э.). Ее основателем
был
Антисфен (ок. 446-366 до н.э.). С происходил из Афин и, судя по
всему,
сначала был учеником Горгия, у которого научился многому из
ораторского
искусства, а позднее становится учеником Сократа. Философия
последнего
оказала влияние на Антисфена и других представителей кинической школы лишь
в
области этического учения. В других вопросах киники, наоборот, весьма
резко
критиковали основные принципы идеализма и Сократа и Платона.
Антисфен, например, отстаивал воззрение о том, что существует лишь
то,
что можно воспринимать чувствами. Поэтому реально существует лишь
единичное,
лишь отдельные вещи. Это является полностью противоположным
решением
проблемы отношения единичного и общего, которое мы находим в мегарской
и
элидо-эритрейской школах, а также у Сократа и Платона. Антисфен отвергает
и
идеалистическую интерпретацию души как вечную, бессмертную и
противоположную
смертному телу. Он характеризует ее как материальную и в определенном
смысле
аналогичную телу, которое се содержит.
У Антисфена мы встречаемся также с зачатками рассуждений, относящихся
к
общей "методологии науки". Весьма интенсивно он занимается
проблемой
дефиниций, рассматривает некоторые характеристики[
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123