История философии в кратком изложении

Лютер

ответил на него трактатом "О рабской воле". \. Он опасался

социально-политических последствий Реформации, поэтому начал

искать

компромиссов и примирения. Он верил, что очищение церкви от

догматизма

возможно без разрыва с католической традицией. Эразм полагал,

что

гуманизация общества и изменение в церковных отношениях могут

быть

достигнуты при помощи образования под руководством просвещенного

правителя.

Эти утопические воззрения приблизили его к воззрениям Томаса Мора.

Из французских гуманистов можно назвать видного мыслителя Пьера де

ла

Раме (1515-1572), замечательного реформатора науки, математика и

логика,

критика схоластического аристотелизма. Уже в начале своего научного пути

он

провозгласил, что все, о чем говорил Аристотель, является

искусственным,

ненаучным. Прежде всего он подверг критике методологические и

логические

предпосылки его учения. Доказывал необоснованность общих основ

логики

Аристотеля. Подчеркивал необходимость создания новой научной методологии

и,

в частности, указывал на роль математики. Мышление необходимо освободить

от

традиций древности и авторитета Аристотеля, новый метод должен

основываться

на принципах "естественной мудрости".

Попытка Раме, касающаяся позитивной формулировки логики, имела

слабый

уровень и была малооригинальной. Он соединяет логику с

цицероновской

риторикой. Однако его идеи, несмотря на вышесказанное, имели влияние

на

дальнейшее развитие логики.

Для всей философии Ренессанса характерно отрицание авторитетов.

Однако

при образовании новых философских традиций нередко бывало, что и

сторонники

идеалов Ренессанса начинали воспевать свои, новые авторитеты.

Радикальный

оптимизм вновь нарождающейся культуры приносил и ряд

упрощений,

поверхностных восприятии. Некоторые мыслители Ренессанса обратили

внимание

на этот момент и выступили с критикой. Эта критика часто

называется

скепсисом. К представителям этого своеобразного "ренессансного

скептицизма"

относятся французы Монтень и Шаррон, которые с отвержением старой и

новой

"учености" обратились к методу естественного объяснения человека. Поэтому

их

гуманизм иногда определяется как "натуралистический".

Великий французский гуманист Ренессанса Мишель де Монтень (1533-

1592)

был одним из современников гугенотских войн, приведших многих людей

к

отчаянию и безнадежности. Происходил он из купеческой семьи, но был введен

в

дворянское сословие. Он получил прекрасное гуманитарное образование,

хорошо

знал культуру древности и восторгался ею. Как член городского

магистрата,

сам воочию убедился в несправедливостях, которым подвергались

невинные

жертвы религиозного фанатизма, был свидетелем фальши и лицемерия,

лживости

"доказательств" при судебных процессах. Все это нашло отражение в

его

литературном творчестве, в котором он рассуждал о человеке и

его

достоинстве. Критические взгляды на жизнь человека, общество и

культуру

своего времени, свои чувства и настроения он излагал в форме эссе,

заметок,

дневников \ Они были изданы под названием "Эссе". \.

Монтень, как решительный противник схоластики,

отвергал

бессодержательную академичность университетской философии,

которая

подчинилась авторитетам (Аристотеля, Платона и др.). Он делал упор

на

самостоятельность суждений, образцом для которых могло быть

свободомыслие

античной философии. Характерной чертой мышления Монтеня является

скептицизм,

однако это особый скептицизм, вытекающий из критики жизни, но не в

духе

пессимизма, а в духе любви к жизни. При помощи скептицизма он хотел

избежать

фанатических страстей. Подобно Декарту, скептицизм был для него лишь

методом

достижения истины при опоре на собственный разум, без слепого

подчинения

авторитетам. Осознание своего ограниченного, несовершенного

познания

является предпосылкой следующей ступени познания, которое Монтень

понимает

как процесс. В равной степени он отвергал как

самоуспокоенность,

самодовольство и догматизм, так и пессимистический агностицизм.

Этическое учение Монтеня является натуралистическим.

Против

схоластической модели "добродетельной" жизни, против ее

суетности,

сумрачности он выдвигает гуманистический идеал яркой,

любвеобильной,

умеренной добродетели, но при этом достаточно мужественной, непримиримой

к

злобе, страху и унижениям. Такая добродетель соответствует природе,

исходит

из познания естественных условий жизни человека \ Автор "Эссе"

противопоставлял испорченным нравам народов европейской

цивилизации

нравственно чистый мир недавно открытых народов - индейцев, подчеркивал

их

тесную связь с природой и ее законами. Монтень очень интересовался

культурой

народов Америки, восхищался ею. \. Этика Монтеня является полностью

земной; аскеза, согласно его взглядам, бессмысленна. Он свободен

от

предрассудков. Человека нельзя вырвать из естественного порядка, из

процесса

возникновения, изменения и гибели.

Монтень отстаивает идею независимости и самостоятельности

человеческой

личности. Его индивидуализм направлен против лицемерного конформизма,

против

того положения, когда под лозунгом "жить для других" часто

скрываются

эгоистические, корыстолюбивые интересы, в которых другой человек

выступает

лишь как средство. Он осуждает безразличие, подлость и

подобострастие,

которые душат самостоятельное, свободное мышление человека.

К богу он относится скептически: бог непознаваем, поэтому он не

имеет

никакого отношения к делам человеческим и поведению людей; он считает

бога

неким неличным принципом. Его воззрения на религиозную терпимость

были

весьма прогрессивны: ни одна религия не имеет преимуществ перед истиной.

Гуманизм Монтеня также имеет натуралистический характер:

человек

является частью природы, в своей жизни он должен руководствоваться тем,

чему

его учит природа-мать. Философия должна выступать в роли наставницы, вести

к

правильной, естественной, доброй жизни, а не быть совокупностью

мертвых

догм, принципов, авторитарных проповедей.

Идеи Монтеня оказали влияние на последующее развитие

европейской

философии, в частности на Бэкона, Декарта, Гассенди,

французских

просветителей Вольтера, Ламетри.

Последователь Монтеня Пьер Шаррон (1541- 1603) в работе "О

мудрости"

систематизировал его взгляды. Он изложил их со

схоластической

педантичностью, однако это привело к утрате оригинальной остроты и

живости

учения Монтеня. Шаррон стремился также к примирению скептической философии

и

христианства.

НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА И НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Италии

перешел

свой зенит, его основное время ушло. Во второй половине XVI и в начале

XVII

в. на сцену выходит специфическая философская область - философия

природы.

Философия природы - типичное выражение философии Ренессанса. Ее родиной

была

Италия, наиболее знаменитым представителем - Джордано Бруно.

Приход философии природы был подготовлен всем предшествующим

развитием

гуманистической философии и культуры Ренессанса. В этот поворотный

период

человек открывает новые горизонты, приходит к убеждению в возможности

своего

прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире, верит, что

он

способен познать естественный характер мира и самого себя в нем.

Идея

незаменимой ценности и достоинства человека, идеалы свободы

являются

духовным климатом, в котором рождается и новая философия

природы,

завершающаяся пантеистическим материализмом Бруно.

Философия природы Ренессанса исходила из античного

философского

наследия - платонизма, стоического пантеизма, ионической философии.

Она

обращается к неортодоксальным традициям средневекового

философского

мышления, аверроистским и неоплатонистским пантеистическим

направлениям.

Характерным для философии природы в период Ренессанса является прежде

всего

отвращение к схоластике и схоластическому аристотелизму.

НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Параллельно с философией природы развивается новое

естествознание,

реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок.

Оно

приносит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших

источников

новой философии. Отбрасываются господствовавшие в средние века философские

и

методологические основы науки, и создаются новые. Схоластическое учение

о

природе, высший уровень которого был достигнут парижской и

оксфордской

школами в XIV в., в сущности никогда не переходило границ

теоретических

спекуляций. В противоположность этому ученые Ренессанса на первый

план

выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод

исследований.

Видное место завоевывает математика, принцип математизации

науки

соответствует основным прогрессивным тенденциям развития науки, научного

и

философского мышления.

Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо

да

Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-

1630) и Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на

котором

происходило сражение между новым и старым миром, между консервативными

и

прогрессивными силами общества, религией и наукой, была

астрономия.

Средневековое религиозное учение было основано на представлении о Земле

как

богом избранной планете и о привилегированном положении человека

во

вселенной. Гениальная идея древнегреческого астронома Аристарха

была

полностью забыта \ Аристарх из Самоса (111 в. до н. э.), греческий

астроном и математик, выступил против геоцентрического

учения,

противопоставив ему свое по сути дела первое в истории

европейской

астрономии гелиоцентрическое учение. За это был обвинен в безбожии. \.

Николай Коперник разгромил искусственную систему, основанную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты