История философии в кратком изложении

свой

главный трактат "Наставления в христианской вере". Его догмы

выражали

интересы самой смелой части тогдашней буржуазии.

Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т. е. земная жизнь -

это

путь к спасению, в этой жизни нужно терпеть и т. д. Он, однако,

подчеркивает

большую возможность активного включения христианина в земные

дела.

Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и

его

умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии

с

божьей волей. Учение Кальвина о предопределении также было на руку

молодой

буржуазии. Согласно этому учению, бог сам определяет, кто будет спасен,

а

кто - нет.

Так же как и в средние века, на теологический рационализм в

период

Реформации оказывали влияние религиозные мистические учения.

Реформация

вообще связана со средневековой мистикой, приняла ее элементы и

приспособила

к своему учению о внутреннем, индивидуальном отношении к богу.

С наиболее радикальным изложением мистического пантеизма мы

встречаемся

в учении вождя народной революции в Германии Томаса Мюнцера (1490 -

1525).

Он отошел от мещански ограниченного лютеранства, критиковал его за то, что

в

нем речь идет лишь о вопросах индивидуального спасения и без

внимания

остается земной порядок, который считается

неприкосновенным.

Религиозно-философские воззрения Мюнцера основаны на идее

необходимости

установления такой "божьей власти" на земле, которая принесла бы

социальное

равенство. Он излагает идею уравнительного коммунизма, которую

обосновывает

пантеистическим способом. Бог вездесущ во всех своих творениях.

Он

проявляется, однако, не как данность, но как процесс, открывающийся тем,

кто

несет в себе божью волю. Христос не является исторической личностью,

а

воплощается и обнаруживается в вере. И только в вере, без официальной

церкви

может быть выполнена его роль искупителя. Внутренне прочувствованная

воля

Божия приводит человека на путь подчинения личных интересов

интересам

общности, выражающей власть бога на земле \ Теологические воззрения

Мюнцера и их социально-политическую роль четко определяет

характеристика

Энгельса: "Его теолого-философские доктрины были направлены против

всех

основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще.

В

христианской форме он проповедовал пантеизм, обнаруживающий

замечательное

сходство с современными спекулятивными воззрениями и местами

соприкасающийся

даже с атеизмом. Он отказывался, рассматривать библию как единственный

и

безупречный источник откровения. Настоящее и живое откровение, по

его

мнению, есть разум, откровение, которое существовало во все времена и у

всех

народов и которое существует до сих пор. Противопоставлять разуму

библию

значило бы убивать дух мертвой буквой, ибо святой дух, о котором

говорит

библия, не есть нечто, существующее вне нас; святой дух и есть наш

разум.

Вера является не чем иным. как пробуждением разума в человеке, и

потому

обладать верой могли и язычники. Посредством этой веры,

посредством

пробудившегося разума человек уподобляется божеству и достигает

блаженства.

Поэтому рай не является чем-то потусторонним, его нужно искать в этой

жизни,

и призвание верующих состоит в том, чтобы установить этот рай, т. е.

царство

божье, здесь на земле" (Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 370). \.

Политическая программа Мюнцера близка к утопическому коммунизму \

"Эта программа, которая представляла собой не столько сводку

требований

тогдашних плебеев, сколько гениальное предвосхищение условий

освобождения

едва начинавших тогда развиваться среди этих- плебеев

пролетарских

элементов, требовала' немедленного установления царства божьего на земле

-

тысячелетнего царства, предсказанного пророками,- путем возврата церкви к

ее

первоначальному состоянию и устранения всех учреждении, находившихся

в

противоречии с этой якобы раннехристианской, в действительности

же

совершенно новой церковью. Но под царством божьим Мюнцер понимал не

что

иное, как общественный строй. в котором больше не будет существовать

ни

классовых различий, ни частной собственности, ни

обособленной,

противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти.

Все

существующие власти, в случае, если они не подчинятся революции и

не

примкнут к ней, должны быть низложены, все промыслы и имущества

становятся

общими, устанавливается самое полное равенство. Для того, чтобы

осуществить

все это не только во всей Германии, но и во всем христианском мире,

нужно

основать союз; князьям и дворянам следует предложить присоединиться к

нему;

если они этого не сделают, союз должен при первом удобном случае

свергнуть

их с помощью оружия или уничтожить" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7.

С.

371-372). \. Она с необходимостью вела к полному расхождению с мещанской

реформацией Лютера. Лютер и Мюнцер выражали различные классовые

интересы,

один - бюргеров и князей, другой - крестьянских и плебейских масс.

После поражения крестьянских масс и смерти Мюнцера

тенденция

мистического пантеизма продолжалась в движении анабаптистов (новокрещеных)

и

в других еретических сектах, в радикальных народных выступлениях

(например,

в попытке анабаптистов создать уравнительный коммунистический порядок

в

Мюнстере в 1534-1535 гг.). Позднейший мистицизм, однако, уже удаляется

от

актуальной социально-политической проблематики и переносит

осуществление

этих идеалов в загробную жизнь.

Необходимо упомянуть и о мистическом учении, Якоба Беме (1575-

1624)

\ Иногда его причисляют к мистикам Нового времени. Однако его философские

воззрения и способ мышления свидетельствуют скорее о том, что его

мистика

приходится на период, который предшествует эпохе

классического

механистического естествознания. \. Он происходил из бедной крестьянской

семьи в Саксонии, был сапожником \ К. Маркс писал о нем: "Сапожник Якоб

Беме был большой философ. Некоторые именитые философы - только

большие,

сапожники" (Маркс К... Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 77). \.

Воспитан в лютеранстве, источником его философствования было

Священное

писание (переведенное Лютером на немецкий язык). Он читал очень много,

был

знаком с религиозной, в частности мистической, философской и

научной

литературой, знал труды Т. Бомбаста из Гогенгейма (Парацельса),

философа

такого же типа, как и он сам.

Философия Беме отличается от главного направления философского

и

научного мышления того времени: не принадлежит ни к

схоластическим

традициям, ни к гуманистической и натуралистической линии Нового

времени.

Терминология, которой пользуется Беме, говорит скорее о его связи с

алхимией

и астрологией. Язык его образный, метафорический; космические процессы

он

приближает антропоморфическим образом.

Из его работ наиболее интересны "Аврора, или Утренняя заря

в

восхождении", "О трех принципах" и "О тройственной жизни человека".

Людвиг Фейербах называет его "теософическим или

религиозным

натурфилософом". Беме не интересует проблематика новейшего

естествознания.

Его теоцентризм исходит из специфических традиций немецкого

мистического

пантеизма и, в частности, из самоанализа духовного естества

человека,

ведущего к интуитивному созерцанию божества.

Бог - наивысшее единство, но это единство не может быть познано само

по

себе, оно недоступно не только человеческому познанию, но даже бог не

может

познать самого себя. Идея о том, что "самооткрытие" бога возможно

лишь

благодаря его превращению в природу, представлена Беме в

терминологии

христианского учения о Троице. Тезис о непосредственном существовании бога

в

вещах, в природе и в человеке является центральной

идеей

философско-теологической системы Беме. Природа замкнута в боге как

наивысшем

и активном первом принципе. Бог находится не только в природе, но и над

ней

и вне ее \ В. И. Ленин отмечал: "Якоб Беме = "материалистический теист":

он обожествляет не только дух, но и материю. У него бог материален - в

этом

его мистицизм" (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 53). \.

Переход от бога к природе является процессом

диалектического

раздвоения. Как солнце сияет более ярко на темном фоне, так и всякая

другая

вещь не может существовать без своей противоположности. Для

человека

существование зла является предпосылкой его свободы.

Диалектические

противоречия как принципы движения и развития в природе проявляются

как

"мука материи" \ "Первым и самым важным из прирожденных свойств материи

является движение,- не только как механическое и математическое движение,

но

еще больше как стремление, жизненный дух. напряжение, или,

употребляя

выражение Якоба Беме, мука [Qtial] материи" (Маркс К.., Энгельс Ф. Соч.

Т.

2. С. 142). \. Я. Беме связывал немецкое Qual (мука) с латинским

qualitas (качество).

Диалектические элементы присутствуют и в его взглядах на

человека,

который является одновременно "микрокосмом" и "малым богом", в

котором

происходит все мировое и божественное во всей своей

сложной

противоречивости. Он выступает единством божественного и

природного,

телесного и духовного, зла и добра и т. д.

Некоторые идеи Беме перекликаются с итальянским

(гуманистическим)

вольномыслием XVI в.: если человек живет в святости, нравственно и

разумно,

он заслуживает спасения и не нуждается при этом в посредничестве церкви.

В

отличие от Мюнцера Беме интерпретирует христианство лишь в

нравственной

области, его протест против зла в мире не переходит ее границ. В этом

смысле

на его учение повлияло изменение условий жизни в Германии после

поражения

Крестьянской войны и кризис в начале Тридцатилетней войны.

Мистицизм Беме находит своих продолжателей в мистических

течениях

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты